ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КРАСНОГОРСКА
В 1940 и 1944 гг. границы Красногорского района дважды претерпевали изменения. Значительная часть его территории отошла во вновь образованный Химкинский район, а затем перешел в областное подчинение город Тушино, объединенный с окружающими его рабочими поселками и селениями. В составе района остались город Красногорск, рабочий поселок Ново-Братцево и 18 сельсоветов, а его население сократилось с 240 до 50 тыс. человек.
История района словно начиналась вновь. В послевоенные годы ускоренными темпами развивался Красногорский механический завод, который освоил ряд новых направлений в производстве сложнейших оптических приборов. В 1948-1950 гг. здесь был создан первый в истории нашей страны электронный микроскоп, а в 1962 г. советская наука получила тысячный микроскоп - в то время эти показатели превосходили уровень производства таких стран, как США и Япония. Непрерывно совершенствовалось качество оптической продукции, создавались новые модели. Созданный в 1960-х гг. электронный микроскоп 11-М с разрешающей способностью 12-15 ангстрем не имел равных в мировой оптике.
Когда строился новый учебный комплекс Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, коллектив завода в тесном взаимодействии с наукой разработал и изготовил для оснащения его научных лабораторий геодезические приборы и точнейший инструмент для биологических исследований, электрофотографические установки для копирования и размножения технической документации и фотоматериалов.
В подразделениях развертывается конкурс на лучшую организацию работы по использованию отходов основного производства для выпуска товаров народного потребления: проекционных аппаратов, биноклей, фотоувеличителей. В 1947 г. завод получил новое оборудование, на основе которого была создана база для развития производства фото- и киноаппаратуры.
Первые кассетные фотоаппараты "Москва", выпуск которых был организован в 1946 г., предназначавшиеся главным образом для работы в стационарных условиях, в наше время стали почти музейной редкостью. Через несколько лет на смену им пришло производство удобных в обращении и доступных широкому кругу фотолюбителей аппаратов типа "ФЭД". В 1951 г. завод выпустил 38 тыс., в 1955 г.- 205 тыс. фотоаппаратов "Зоркий", параллельно развертывается производство зеркальных аппаратов "Зенит", а также массовых моделей для начинающих фотографов, таких, как "Смена", "Фотолюбитель".
Высокое качество аппаратов и возможность их применения в разнообразных условиях зависит от оснащения фотообъективами. Уже в 1956 г. из стен завода вышел миллионный объектив "Индустар". Создавались наборы, в которые входили широкоугольные и длиннофокусные объективы. Их разнообразие открыло дорогу для создания фотоаппаратов разного назначения, таких, как "Фотоснайпер", широкопанорамный фотоаппарат "Горизонт". Одновременно начинается производство специальных, а с 1960 г.- любительских кинокамер.
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. были награждены Большим призом усовершенствованная модель электронного микроскопа "ЭМ-5", набор широкоугольных и длиннофокусных объективов к фотокамере "Старт", почетным дипломом выставки отмечены специальные кинокамеры для научных исследований. На Лейпцигской ярмарке в 1965 г. была награждена золотой медалью автоматическая фотокамера "Зоркий-10", в 1973 г.- первая советская кинокамера системы "Супер". Коллектив завода внес большой вклад в освоение космоса, подготовку и проведение советско-американской космической программы "Союз-Аполлон".
С удвоенной энергией трудились вернувшиеся с войны фронтовики. Среди них - В. И. Воронцов, одним из первых среди фрезеровщиков заслуживший звание "Мастер- золотые руки", удостоенный в 1966 г. ордена Ленина; бывший разведчик Красногорского истребительного батальона А. А. Лаврентьев, трудовые достижения которого отмечены орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени; Н. М. Маренков, проявивший себя талантливым рабочим-рационализатором, ставший участником создания широкообъективного фотоаппарата, удостоенный звания "Заслуженный изобретатель РСФСР".
Старались не отставать от них молодые рабочие. Комсомольско-молодежная бригада Александра Кудрявцева, продолжая традиции фронтовых бригад военного времени, и в мирное время добивалась превышения плановых заданий в два-три раза. В III квартале 1945 г. она завоевала переходящее Красное знамя Московского областного комитета ВЛКСМ. Высоких показателей добивается в 1946 г. бригада "Трудовая доблесть", члены которой Н. Вуколов, Н. Счастнов, Д. Плотников, В. Давиденко систематически выполняли от двух до пяти месячных норм.
Развертывается работа по повышению квалификации рабочих. В 1947 г. открывается при заводе филиал Московского механического техникума, в 1948 г. создается опорный пункт Всесоюзного заочного машиностроительного института. С целью повышения общеобразовательного уровня рабочих без отрыва от производства в 1952 г. был организован учебно-консультационный пункт заочной средней школы. Обучением в различных учебных заведениях были охвачены более 2,5 тыс. работников предприятия.
На предприятии создаются более ста стахановских школ, в которых передовики производства передавали свой опыт товарищам по работе. В 1948 г. свыше 800 рабочих завода выполнили более двух годовых норм, термист Н. Кучин и сборщик Н. Моченов - по пять годовых норм, а коллектив предприятия в целом за три года девять месяцев завершил задание пятилетнего плана. Развивалось рационализаторское движение, а также внедрение скоростных методов работы. Токарь Н. Савин выполнил к середине 1949 г. два личных пятилетних плана и завоевал звание "Лучшего станочника отрасли", сборщик-механик А. Д. Николаев, слесарь-инструментальщик И. А. Андрианов, лакировщица А. Г. Абрамова, токари комсомольцы М. Раков и А. Рюмин завершили от семи до четырнадцати годовых норм.
Достижения коллектива получили высокую оценку. За 1945-1966 гг. более 300 работников завода были награждены орденами и медалями. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено в 1961 г. директору завода Н. М. Егорову, в 1966 г. начальнику конструкторского бюро Ф. Е. Соболеву и сборщику-механику Н. И. Дьякову, в 1971 г. токарю-расточнику Г. Ф. Филиппову. Большая группа инженеров и конструкторов была удостоена звания лауреатов Ленинской и Государственной премии. В 1966 г. завод награжден орденом Ленина, в 1976 г.- орденом Трудового Красного Знамени.
Огромный производственный опыт предприятия, высокая квалификация рабочих и инженерно-технического состава послужили основой для организации в 1976 г. производственного объединения "Красногорский завод", в состав которого вошли несколько предприятий-новостроек. Это одна из ведущих в отрасли фирма, заслуги которой в 1980 г. отмечены почетной международной наградой "Золотой Меркурий" за развитие производства и расширение экономических международных связей.
В совершенствовании производства, разработке новых видов продукции принимали участие ведущие ученые страны; многие работники завода стали видными деятелями науки и управления отраслью. В 1979 г. производственному объединению было присвоено имя С. А. Зверева, который прошел путь от рядового инженера до министра СССР, с 1944 по 1947 гг. работал главным инженером на Красногорском механическом заводе.
На заводе, с историей которого связано становление и развитие города Красногорска, трудятся сотни потомственных династий. Тремя поколениями представлена династия, начало которой положил П. Ф. Белов, первый на заводе кавалер ордена Ленина.
Ю. П. Курбаков в шестнадцатилетнем возрасте пришел в цех своего отца. "Мне повезло,- рассказывает Юрий Петрович,- моим первым учителем был Д. А. Пышный, человек легендарной судьбы, один из старейших работников завода, первоклассный специалист". Пример отца и трудовые традиции прославленного коллектива заложили надежную основу в характере молодого рабочего. Он стал бригадиром лучшей на заводе бригады сборщиков, в 1976 г. удостоен звания Героя Социалистического Труда. А рядом с ним к этому времени встал его сын Андрей, воспринявший уже в третьем поколении профессию сборщика-механика.
Хорошо известно красногорцам имя Г. Т. Петрова, бывшего рабочего-путиловца, в 1930-х гг. поступившего на Красногорский механический завод. Он неоднократно избирался депутатом городского и Московского областного советов. А в модельную мастерскую завода вслед за ним пришли его сыновья, внук; на заводе начинали свой путь и два других его внука, известные хоккеисты - Владимир и Юрий Петровы.
В 1931 г. по предложению директора завода И. Т. Титова выпускники павшинской семилетней школы всей группой поступили в фабрично-заводское училище. С тех пор уже 58 лет трудится на заводе П. И. Федоров, а вместе с сыном, тремя дочерьми и внуком их общий трудовой стаж составляет более 210 лет.
За годы 11-й и 12-й пятилеток вступили в строй новые помещения завода общей площадью более 100 тыс. кв. метров. Ежегодно вводятся сотни единиц оборудования, в том числе обрабатывающие центры, станки с числовым программным управлением, на которых выполняется почти третья часть механической обработки материалов. До 67% изделий завода выпускаются с Государственным Знаком качества.
В корне изменил свой профиль завод железобетонных конструкций. Уже в 1944 г. здесь начинается переход к производству мирной продукции, необходимой для восстановления городов и сел на освобожденной территории, промышленных предприятий, разрушенных фашистскими захватчиками. Создание в годы войны новых цехов, связанных с обработкой металла, накопленный коллективом большой производственный опыт и высокая квалификация рабочих создали условия для преобразования предприятия, производившего прежде строительные конструкции, в Павшинский механический завод, главной задачей которого стало производство машин, механизмов, технологического оборудования для предприятий строительной индустрии.
Наверное, не найти в строительной индустрии такой отрасли, для которой не поставлял механизмы и оборудование коллектив завода в первые послевоенные годы. Здесь создавались для цементных заводов электрофильтры, сушильные печи-камеры и гигантские обечайки - предназначенные для обжига цемента вращающиеся печи длиной до 125 метров; было налажено массовое производство пневмовинтовых насосов для транспортировки цемента, различных систем транспортеров для сыпучих грузов, изготовлялись машины для стекольных заводов, для механической глазировки керамических труб, торфостилочные машины для топливной промышленности, существовал специальный цех для ремонта экскаваторов. Наряду с серийным производством осваивались опытные партии таких механизмов, как мощные двухгоризонтальные башенные краны, предназначавшиеся для подъема и установки печей-обечаек, земснаряды для намыва плотин при строительстве Куйбышевской, Каховской электростанций. В 1955 г. коллектив завода выполнил почетное задание по изготовлению металлических конструкций сборно-щитовых домов для участников советской научной экспедиции в Антарктиду.
Выполнение столь разнообразных работ требовало от тружеников коллектива большой самоотверженности, высокого профессионального мастерства, необходимого для успешного освоения новой продукции. Рабочие завода вносили сотни рационализаторских предложений, направленных на повышение производительности труда, совершенствование производственных процессов.
В первых рядах развернувшегося на заводе соревнования шли коллективы литейного и инструментального цехов. Формировщики литейного цеха добились значительного увеличения производства, освоив новый метод формирования в одной опоке двух - четырех деталей. Среди токарей-инструментальщиков одним из инициаторов движения скоростников стал А. А. Марков. Еще в 1933 г. тринадцатилетним деревенским подростком он приехал вслед за отцом на завод "Стандарт-бетон", начинал с разных работ и вскоре стал токарем высокой квалификации. В 1938 г. был призван в Красную Армию. Техническая специальность пригодилась на воинской службе, особенно в годы войны, в полевой ремонтной мастерской. Много боевой техники вернули в строй руки
А. Маркова и его товарищей. Эта работа, выполнявшаяся в любых условиях, порой непосредственно на поле боя, требовала знаний и смелости, ловкости и изобретательности. Летом 1946 г. Александр Марков возвратился домой и уже через несколько дней встал к токарному станку. Вся страна знала в то время имена Павла Быкова и Генриха Борткевича, положивших начало скоростному резанию металла. Чтобы последовать их примеру, Александр продумывал десятки вариантов обработки каждой новой детали. Уже в декабре он добился выполнения нормы на 420%, в январе 1947 г.- на 535%, в феврале - 811%, а к июлю, менее чем за 11 месяцев, выполнил свою первую пятилетку и к концу 1950 года - 22 годовых нормы.
Борьба за внедрение скоростных методов труда превратилась в массовое движение. Уже в октябре 1948 г. на скоростном режиме работали более 20 токарей. Фрезеровщик И. Ивушкин первым на предприятии освоил скоростное фрезерование, его примеру последовал комсомолец А. Грачев. К октябрю 1949 г., когда рабочие Красногорского района рапортовали о досрочном выполнении заданий пятилетнего плана, следом за А. А. Марковым шли Н. Ф. Макаров, выполнивший 15 годовых норм, комсомольцы - И. Горюнов, Т. Афонина, В. Клевцов, И. Веселов.
В дальнейшем завод получил более конкретную специализацию и был переименован в Красногорский завод цементного машиностроения. Продолжая производство технологического оборудования для предприятий цементной промышленности, завод освоил производство автоцементовозов. В десятой пятилетке развернулся массовый выпуск минераловозов и золовозов для сельского хозяйства. Завод одним из первых в районе был удостоен звания "Предприятия высокой культуры производства и организации труда", восемь лет удерживал переходящее Красное знамя министерства. Благодаря реконструкции за годы 9-й пятилетки выпуск продукции увеличился на 82%.
В 1986 г. завод стал головным предприятием производственного объединения "Стромоборудование". Большие работы ведутся по его дальнейшей реконструкции. Улучшаются условия труда: на территории завода оборудованы бытовые корпуса с саунами, комнатами психологической разгрузки, помещениями для отдыха и приема пищи. Среди новых видов продукции - модернизированные автоцементовозы грузоподъемностью 20 тонн и 30 тонн; пневмоперегружатель ТА-46, превосходящий зарубежные аналоги; конвейер клинкерный СМЦ-611 Б, долговечность и надежность которого увеличилась в пять раз по сравнению с прежними моделями. Продукция завода поставляется в 39 зарубежных стран.
В 1982 г. завод награжден грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ как победитель соревнования в честь 70-летия Октябрьской социалистической революции.
Среди тех, кто внес свой вклад в развитие замечательных трудовых традиций, был Ф. Н. Астахов. После войны он возвратился на родной завод кавалером ордена Славы III степени, проявил себя как талантливый рационализатор, стал бригадиром лучшей на заводе бригады токарей, мастером, начальником инструментального цеха, всегда находившегося в первых рядах соревнования, награжден орденом "Знак почета". Среди них токарь Ф. И. Якимук, к боевым наградам которого добавились орден Ленина и орден Октябрьской Революции, фрезеровщик А. И. Грачев, кавалер ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, почетный гражданин Красногорска.
В 1950 г. на окраине села Павшина, рядом с бывшим "Стандартбетоном", приступило к работе новое предприятие по производству строительных материалов. Это был первый в стране завод сухой гипсовой штукатурки. Уже в июле он выдал партию нового отделочного материала, предназначенного для строившихся в то время высотных зданий в Москве. Через три года завершилось строительство второй очереди предприятия - по производству гипса и гипсолитовых перегородных плит. В I960 г. вступила в строй третья очередь, предназначенная для изготовления цементно-гипсовых плит. Так сложился Красногорский комбинат термоизоляционных и гипсовых изделий (ТИГИ).
Предприятие отличается высоким уровнем технической оснащенности, обеспечивающей полную механизацию 'около 90% производственных процессов. Почти вся его продукция направляется на новостройки столицы: это более 11 млн м сухой штукатурки и различных типов звукопоглощающих, перфорированных и декоративных плит, которые мы встречаем в отделке телевизионных и радиостудий, кинотеатров и дворцов культуры.
Коллектив комбината, ставшего первым в стране по освоению нового направления в производстве строительных материалов, сыграл немалую роль в организации работы вновь строившихся предприятий этой отрасли в других городах страны, в подготовке их рабочих и инженерно-технических кадров.
Из существовавших в довоенные годы промысловых артелей сложились современные промышленные предприятия: филиал Московского производственного швейного объединения "Спецодежда", изготовляющий рабочие комплекты для геологов и рабочих нефтяной промышленности; завод "Авангард" по производству металлических и скобяных изделий для хозяйственных нужд населения; созданная в поселке Нахабино фабрика игрушек, которая направляет в магазины Москвы 71 вид изделий и производит продукцию на сумму более 4 млн рублей. Выросшая из артели инвалидов Красногорская фабрика художественной галантереи превратилась в крупное предприятие с валовым объемом продукции более 11 млн рублей, которая пользуется популярностью у населения и в основном реализуется через фирменные магазины столицы. Коллектив фабрики взаимодействует с болгарским предприятием в обмене термопереводнымн изображениями, с итальянской фирмой по производству джинсов.
Непосредственная близость к Москве обусловила возникновение предприятий, связанных с хозяйством столицы. Особенно отразилось это на работе транспортных н строительных организаций, которые являются как бы посредниками между Москвой и Московской областью.
Еще не закончилась война, когда начались работы по электрификации первой очереди Московско-Рижской железной дороги. В январе 1945 г. вступило в строй Нахабинское моторовагонное депо и на участке Москва-Рижская - Нахабино прошли первые электропоезда. В дальнейшем моторовагонное депо выросло в крупное транспортное предприятие, которое в настоящее время обслуживает движение пассажирских и грузовых электропоездов от станции Волоколамск до Москвы и далее до станции Львовская Курской железной дороги.
Улучшилось автобусное сообщение. Если прежде только Красногорск был связан с Москвой автобусным маршрутом, то в послевоенные годы были введены новые маршруты местных автобусных линий. Все селения района, за исключением только деревень Тимошкино, Бузланово и Сабурово, теперь находятся на автобусных линнях или отстоят от них на расстоянии не более километра.
В Красногорске находится автобусный парк № 12 Главного управления пассажирского транспорта Москвы, который обслуживает 15 маршрутов в г. Москве и 10 пригородных линий, обеспечивая в течение года перевозку 90 млн пассажиров.
Основные строительные организации Красногорского района-трест "Мособлинжстрой-1" и комбинат "Пром-стройоборудование" ведут работы также в ряде районов Московской области, Красногорское строительно-монтажное наладочное управление автоматических систем управления производственного объединения "Автоматика" - на территории Московской и ряда прилегающих областей, тресты "Тоннельспецводстрой" и "Центрпод-водтрубопроводстрой" - в ряде территорий страны.
В городскую черту Красногорска с 1962 г. вошли центральная усадьба, жилой поселок, ряд служб и тепличное хозяйство колхоза "Завет Ильича", созданного в результате объединения колхоза "Новые всходы" и ряда других хозяйств. Здесь активно используются новейшие достижения сельскохозяйственной науки и техники: была установлена первая в стране высокопроизводительная камера для сушки и хранения кормовой массы, впервые был применен опыт нарядных работ в сельском хозяйстве. Поддерживается постоянный контакт с научно-исследовательскими институтами сельского хозяйства. В течение многих лет колхоз добивается урожайности зерновых культур свыше 50 центнеров с га, высоких показателей в развитии молочного животноводства. Достижения колхоза в 1982 г. отмечены Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.